Центральный Кавказ. Приэльбрусье, перевал Кюкюртлю (1Б*). 1991 г.

Маршрут: пос. Терскол долина р. Терскол пер. Терскол (3 620, 1Б*) пер. Чат (3 700, 1Б) Красные скалы пер. Ирикчат (3 643, 1Б*) кур. Джилису пер. Балкбаши (3 689, 1А) долина р. Битюк-Тюбекол долина р. Кюкюртлю пер. Кюкюртлю (4 050, 1Б* по факту) пер. Хотютау (3 546, 1Б) ст. Мир пос. Терскол пос. Эльбрус долина р. Ирик долина р. Ирикчат пер. Ирикчат (3 643, 1Б*) Красные скалы Вост. Эльбрус (5 621, 2А*, рад.) долина р. Ирик пос. Эльбрус.

Руководитель: Ширяев Николай.
Участники: Белугин Алексей, Голиков Евгений, Саликов Владимир, Цветков Александр, Фатеев Фёдор.

В этом походе мы хотели пройти кольцевой маршрут вокруг Эльбруса по малохоженым перевалам и в завершение взойти на Восточный Эльбрус. Большая часть из этого нам удалась.

Вообще состав участников был нетипичен для "двойки". Ещё бы: и у руководителя, и участников, для такого маршрута, по словам одного из широко известных туристов МВТУ, было "маловато опыта" (см. технический отчёт).

Забавное в этом походе перемешивалось с крайне серьезными вещами. Сначала один из участников вместо сладких белых сухарей, которые он должен был взять по раскладке, насушил ломтей 2-сантиметровой толщины из белого хлеба. Такими сухарями можно было бы убить хорошего суслика, если бы он подкрался на расстояние броска.

А на подъезде к Нальчику мы услышали новость о путче в Москве. Тут мы сильно призадумались, не возвращаться ли срочно в Москву. А затем все разом вспомнили, что являемся военнообязанными, со всеми вытекающими из этого последствиями... Поэтому верх взял фатализм, замешанный на авантюризме; и мы решили продолжать поход. (Уже после прохождения перевала Ирикчат мы встретили чабана, который радостно известил нас: "Всё хорошо у вас в Москве, всех поймали".)

Начало похода с тяжёлыми мешками полезно с точки зрения акклиматизации, но всегда вызывает у меня мысли типа, "какого хрена ты полез с сильными здоровыми мужиками в эти би-и-п! горы"? В этом смысле прохождение древнего ледникового порога в долине р. Терскол оправдало мои самые мрачные прогнозы: когда мы встали на ночёвку, мне уже ничего не хотелось. Поэтому, когда мы положили заброску на Красных скалах Ачкерьякольского лавового потока, я решил, что "а жизнь-то налаживается".

Эльбрус от перевала Терскол. 1991 г.

К Красным скалам мы вышли траверсом ледовых полей Эльбруса с седловины перевала Чат (это не тот Чат, который в Башиле, и имеет категорию 3А, а гораздо более простой перевал).

Спустившись с Красных скал на перевал Ирикчат, и поиграв в "ёжиков в тумане" в долине Джикаугенкёз, мы вышли к минеральным источникам Джилису. И с ужасом обнаружили, что с постройкой автодороги это замечательное в прошлом место превратилось в захламлённую базу для пикников. Не задерживаясь в этом гадючнике, мы пошли к перевалу Балкбаши. На следующий день один из участников почувствовал себя не совсем хорошо, чем мы и воспользовались для организации днёвки в прямой видимости от перевального тура (погода способствовала лепил мокрый снег, переходящий в дождь). Далее мы продолжали эксплуатировать накачанного лекарствами бойца, целый день играя на его бесчувственном теле в преферанс.

Пройдя на следующий день перевал Балкбаши (наш оклемавшийся участник ломился впереди всех), мы спустились в долину р. Битюк-Тюбекол. В верховьях долины около нарзана мы переправились на левый (ор.) берег реки, поросший лесом. (Некоторые группы предпочитают идти по дороге правого берега, но это удовольствие сомнительное. Зачем пилить по жаре, когда можно приятно погулять по лесу, полному грибов и ягод?)

К сожалению, на следующий день, после ночёвки на стрелке реки Битюк-Тюбекол, другой наш участник почувствовал недомогание. Ему не помогли даже красоты долины. Вова Саликов был вынужден отправиться в Хурзук (сказались осложнения после перенесённой зимой болезни, и мы решили не рисковать).

Одним из самых эмоционально насыщенных элементов маршрута стало прохождение перевала Кюкюртлю. Долина р. Кюкюртлю очень красива, в ней много ягод и грибов. Потому основной проблемой было поддержать необходимый темп движения группы (особенно трудно было это сделать, когда начались склоны, густо поросшие брусникой). Замыкает же долину красивая и очень сложная одноимённая вершина. А изогнутый язык ледника Кюкюртлю, разорванный ледопадом, радует глаз любого любителя сложных льдов. В общем, стоит на всё это посмотреть.

В "Перечне высокогорных перевалов" сложность пер. Кюкюртлю обозначена как 2А*, но, воспользовавшись любезными консультациями В. Ифраимова и С. Стрыгина, мы смогли пройти его по маршруту 1Б*. После раннего подъема (ненавижу!) мы прошли перевал "до травы" уже к обеду (хотя некоторые из нас после полуторакилометрового сброса высоты могли передвигаться только на полусогнутых ногах).

Прохождение перевала Хотютау не вызвало проблем. Тем более что еще на спуске с Кюкюртлю, мы увидели группу, идущую в том же направлении. Тут же наши особенно заинтересованные бойцы разглядели в монокуляр, что в этой группе есть барышни. Как же тут мы ломанулись (то есть, побежали вперёд эти молодые горячие парни, а таким старым и больным, как я, только и оставалось, что ковылять за ними, чтобы не отстать и не заблудиться).

К сожалению, мы не смогли осуществить прохождение участка траверса ледовых полей Эльбруса от Приюта 11 до перевала Ирикчат, началась пурга, и мы были вынуждены от "бочек" Гарабаши спуститься вниз в Баксанскую долину. После этого мы поднялись по стандартному пути к перевалу Ирикчат и далее взошли на Восточный Эльбрус по Ачкерьякольскому лавовому потоку.

На ночёвке на Красных скалах, при подготовке площадки под палатки, мы нашли несколько ржавых винтовочных патронов 1939-40 годов выпуска. Это было ещё одно из свидетельств того, что Война добиралась и сюда, на высоты около 4 000 м. Видимо, это были следы группы наших военных альпинистов, пытавшихся выбить немцев с Приюта 11 (или просто на Красных скалах располагался разведывательный пост).

Восхождение на Эльбрус прошло успешно, хотя и дало знать о себе головной болью практически у всех участников (кроме предусмотрительного Шуры Цветкова, который заранее принял таблетку). На вершину впереди всех с большим отрывом забежал Фёдор Фатеев, который до этого скромно шёл вместе со всеми. Для него это была первая попытка восхождения, и она оказалось успешной. Везёт же людям! (К примеру, для меня это была уже третья попытка.)

На вершине было совсем не жарко. Вместо тура здесь было воткнуто в снег несколько ломов, покрывшихся толстым слоем льда и здоровенная металлическая труба. Так что, сфотографировавшись на память, мы быстро сбежали вниз, пока погода совсем не испортилась.

Ну вот наш поход и закончился. Мы вернулись в Нальчик, а оттуда почти без приключений отбыли в Москву.

Технический отчёт: Кавказ-91. Приэльбрусье. Восхождение на г. Вост. Эльбрус. II к.с.

На восточной вершине Эльбруса. 1991 г.