Деревянная церковь на Ширковом Погосте (1679 г.).  Фото 1988 г.

Маршрут: г. Осташков – Волговерховье – оз. Стерж - оз. Вселуг – оз. Пено – пос. Пено.

Руководитель: Бородин Дмитрий.
Участники: Березин Александр, Лихачёв Андрей, Макаров Станислав, Козлова Марина (Мариночка Большая), Куприянова Марина (Мариночка Маленькая), Старинская Татьяна, Ширяев Николай.

Идея предпринять лыжную прогулку по Верхневолжским озёрам возникла у нас довольно спонтанно. Костяк нашей команды составили туристы из МВТУ, по разным причинам не пошедшие в «большой» категорийный поход.

Надо сказать, что и сам я долго собирался сходить в лыжный поход, да всегда находилась масса уважительных причин, чтобы не пойти (учёба, отсутствие снаряжения, лень и так далее). Но в этот раз я решил: сейчас или никогда.

В качестве цели прогулки был определён район истоков Волги. Мы решили, что каждый русский человек должен побывать у начала нашей великой реки. :) Да и добраться туда было довольно просто.

Руководителем был в добровольно-принудительном порядке избран Дима Бородин. Остальные же участники тут же произвели себя в должности советников. В общем, в течение всего похода царила демократия, местами переходящая в анархию.

Маршрут мы решили начать в Осташкове, а дальше погулять по озёрам, как получится. Нужно отметить, что собирались мы как взрослые: с шатром и печкой. Да к тому же практически у всех участников были широкие лыжи, что добавляло солидности мероприятию. Хотя, если разобраться, халявы тоже хватало: карты хорошей у нас не было (решили, что ориентироваться будем по берегам озера).

До исходной точки маршрута мы добирались на перекладных, сначала на скором поезде до Бологого (мы были там ночью, и я присоединяюсь, да простят меня его жители, к характеристике, данной этому населённому пункту поручиком Ржевским, хотя днем, возможно, это вполне нормальное место), а затем в общем вагоне до Осташкова.

Осташков сразу же произвёл на нас очень благоприятное впечатление. Небольшой городок, очень чистый (возможно, летом он и пыльный, но зимой – очень красивый). Есть в нём особый уют и неторопливость провинциальных российских городов, которые смотрят на суету столицы с понимающей улыбкой, как умудрённые жизненным опытом любящие родители следят за спешкой и суетой неопытных детей.

Две Марины. 1988 г.

Мы бросили вещи на автовокзале и отправились знакомиться с городом. Первый делом мы посетили стоящий на берегу Селигера храм, где отдельный товарищи помолились за успех нашего начинания. (Что же касается меня, то я просто разглядывал красивое убранство храма.)

Пройдя немного по берегу озера, мы наткнулись на лодку с названием «Марина». Разумеется, мы построили Мариночек у этой лодки и сделали фото на память.

Ещё в Осташкове мы познакомились с местным краеведческим музеем. Там мы почерпнули много нового для себя. Так, оказалось, в этом городе была создана первая в России пожарная команда.

Ёще на одном из домов мы увидели занятную вывеску, гласившую «КОСНРПМ». Якобы, учреждение, скрывавшееся под этим псевдонимом, имело какое-то отношение Калининскому областному управлению культуры.

КОСНРПМ. 1988 г.

«Чудны дела твои, Господи!» Придумать ТАКОЕ название для учреждения КУЛЬТУРЫ – это слишком! (Буду благодарен, если кто-нибудь мне растолкует, что это за организация такая была. Примечание 2020 года: Женя Голиков выяснил, что за этой аббревиатурой скрывается Калининская областная специальная научно-реставрационная производственная мастерская. Ни в жизнь бы не догадался!)

В целом город всем нам понравился. Кстати, в Сети есть очень хороший сайт, посвященный Осташкову: http://ostashkov.codis.ru/. Всячески рекомендую. Но пришла пора выдвигаться в начало маршрута, и мы отправились на автобусную станцию.

Без приключений добравшись до истока Волги, мы встали на ночлег в небольшом лесочке недалеко от деревни Волговерховье.

Найдя подходящую сушину, мы завалили её и стали готовить ужин. Но почему-то дерево не хотело гореть. Приходилось всё время махать ковриком, чтобы огонь не гас. Крупные специалисты по лыжным походам пребывали в недоумении. ;)

И только утром обнаружилось, что мы, – умники этакие, – всё ночь жгли костёр из лиственницы, так похожей в темноте на сухую сосну. Наши спецы полностью потеряли лицо... ;)

Не знаю как других, а меня в лыжных походах, где нет технических сложностей, утомляет некоторое однообразие: пилишь себе и пилишь. А вокруг один и тот же снег; а если идешь по озеру – так и однообразная равнина к тому же.

Да ещё и ночёвки в шатре с печкой: оно конечно тепло, но очень душно, и надо дежурить. Нет, горные походы с примусами мне нравятся гораздо больше, хоть и холоднее спать. Зато сон не рваный.

Плохо горит костёр из лиственницы. 1988 г.

Плохо горит костёр из лиственницы.
1988 г.

Но я рано расслабился: в первый же ходовой день мне продуло поясницу на привале. А когда я по привычке резко забросил на спину рюкзак, то тут же понял, что теперь у меня появился новый друг – радикулит. Но жить было можно, хотя и не очень приятно.

Погода стояла не очень хорошая, висела сплошная облачность, мела позёмка. Одно слово – февраль. Но это не помешало нам, периодически пересекая невысокие гряды холмов, двинуться по каскаду озёр вниз по течению Волги. Народ в окрестных деревнях предпочитал не выходить из домов в такую смурную погоду. Хотя места вокруг были и населённые, иногда у меня возникало ощущение полной оторванности от цивилизации: так снег и сумерки скрадывали окружающий пейзаж. За весь день мы встретили только одного охотника.

Через пару дней движения по озерам мы дошли до красивого места – комплекса церквей около деревни Ширково. Самой красивой из них является старинная высокая деревянная церковь на Ширковом Погосте (1679 г.). Стоящее рядом каменное здание более новой церкви не имеет такой легкости и воздушности, но также довольно красиво.

Татьяна Старинская перед комплексом церквей на Ширковом Погосте. 1988 г.

Татьяна Старинская перед комплексом
церквей на Ширковом Погосте. 1988 г.

В целом прогулка по озеру проходила легко и непринуждённо: коллектив замечательный (особенно – барышни), погода постепенно улучшалась, тропить почти не приходилось. Только один раз Макаров, не сильный любитель лыж, забастовал. Он снял лыжи и пошёл пешком: якобы так у него получалось быстрее. Это было замечательное зрелище: пустынная гладь озера, чью девственную чистоту нарушает только тонкая ниточка лыжни. И по этой лыжне, уродуя её, гордо вышагивает одинокий человек. Но нам надоело его ждать, и Макарову всё-таки пришлось надеть лыжи.

Но поход у нас получился довольно короткий, и вот мы уже заночевали в виду Пено. На этой последней ночёвке Мариночка Маленькая просто спасла меня от радикулита: починила мне спину. Будучи фактически профессиональной спортсменкой-лыжницей, она замечательно делала спортивный и лечебный массаж (сказывалось полученное в Институте физкультуры образование). Во всяком случае, массаж мне здорово помог, спина перестала болеть.

Каменная церковь на Ширковом Погосте.  Фото 1987 г.

Каменная церковь на Ширковом Погосте.
Фото 1988 г.

Вообще Мариночка Маленькая – это человек, с которым всегда приятно общаться. За время похода все мы очень её полюбили; просто замечательная барышня!

Раз уж начал рассказывать про участников, не могу не отметить, что, несмотря на краткость и простоту маршрута, это был один из самых душевных походов, в которые я ходил.

Неунывающая Татьяна Старинская делала весёлой и легкой практически любую ситуацию. А Дима Бородин и Андрей Лихачёв удачно формировали «суровое» ядро группы. Образ каждого из «суровых мужчин» дополняла практически всегда зажатая в зубах сигарета.

Так что, когда мы добрались до посёлка Пено, где часть группы уехала несколько раньше остальных, расставаться было даже немного грустно. Хоть мы и знали, что скоро опять увидимся.

Осташков и Верхневолжские озёра нам очень понравились. Я надеюсь ещё вернуться в эти замечательные места.

Что же касается моего отношения к лыжным походам, то оно не изменилось. Горы мне нравятся гораздо больше.