Маршрут: г. Майкоп – пос. Каменномостск (Хаджох) – пос. Гузерипль – пер. Гузерипль (1 965) – пер. Армянский (1 833) – долина р. Белая – пер. Белореченский (1 768) – пер. Черкесский (1 836) – долина р. Шахе – Бабукаул – Солохаул – Дагомыс – г. Сочи.

Руководитель: Ширяев Николай.
Участники: Бородина Оля, Голиков Евгений, Глухих Дмитрий, Глухих Ирина, Голиковы Светлана и Наташа, Крыкина Наталья, Родионов Алексей.

В этот раз мы решили снова погулять с детьми под Фиштом, и всё-таки пройти маршрут через Главный Кавказский хребет (ГКХ), не пройденный нами в мае. В этот раз обошлось без снегопадов, были только дожди. :)

Вообще район горы Фишт славится плохой погодой, здесь даже один раз летом (!) была трагедия: группа плановых туристов попала в снежный заряд и много людей погибло (в основном, из-за паники, и только во вторую очередь из-за плохой подготовки). Так что не стоит недооценивать этот простой, в общем, район.

Но наши героические дети (дошкольного возраста), – Оля и Наташа, – прошли через ГКХ, а после долго приходили в себя на пляже в Сочи.

Испытания начались еще в Белореченске. Московский поезд приходит туда ночью, а поезд на Каменномостск отправляется только около 6 утра. Делать нечего, пришлось ночевать в зале ожидания на вокзале (с гостиничным сервисом там плоховато). Но здесь нас ждала страшная засада: КЛОПЫ!!! Они во множестве селились в щелях мебели зала ожидания, и сразу же наползли в наши вещи, сложенные у стены (сами мы спали на предусмотрительно постеленном в центре зала полиэтилене, и до нас они не добрались). Следующее утро прошло в поисках живности. Последний клоп пытался скрыться в планшете с картами, но и там его настигло возмездие. В общем, не ночуйте на вокзале в Белореченске.

Маршрут мы начали от Каменномостска. Здесь река Белая промыла красивый каньон. Наши неуёмные автомобилисты, – Наталья и Алексей, – сразу же поймали грузовик. В кузове мы комфортно доехали до моста перед с. Хамышки, проезд по которому был вроде бы как закрыт.

Вид из кузова грузовика на хребет Каменное Море.

Вид из кузова грузовика
на хребет Каменное Море.

(Это был мост, построенный в советское время, его чинят с удручающей регулярностью. Странно, но с каменным мостом, возведённом еще при царизме в станице Даховская, никаких проблем не возникает, по нему даже танки гоняли. Вероятно, всё дело в правильном выборе места для постройки моста.)

После обеда, невзирая на протесты широкой туристской общественности, злой руководитель погнал участников по дороге в Гузерипль. Время уже подходило к вечеру, и мы были готовы встать на ночлег, когда нас догнал автобус, вёзший детей на турбазу в посёлке. Разумеется, мы не могли пренебречь подобной возможностью, и заночевали уже на окраине Гузерипля на берегу Белой.

Напротив пос. Гузерипль, на правом (ор.) берегу р. Белая находится дольмен. Это не то сооружение культа поклонников солнца, не то ритуальное захоронение, представляющее собой некий аналог Стоунхенджа. Но, как бы то ни было, только в определённый день года солнечный луч попадает внутрь дольмена через заботливо оставленное древними строителями отверстие. В Адыгее много дольменов, но мы так их и не видели (и до дольмена около Гузерипля тоже не добрались). Чем не повод для будущего возвращения?

Света и Наташа Голиковы на подходе к пер. Гузерипль.

Света и Наташа Голиковы
на подходе к пер. Гузерипль.

На следующее утро мы продолжили нашу пешую часть маршрута (то есть, дошли до развилки дороги ниже Гузерипля, где перехватили грузовик, развозивший рабочих лесхоза). Описанный в книге "По Западному Кавказу" маршрут берегом р. Белая уже лет двадцать как не используется, и тропа заросла. Поэтому используется обходной вариант маршрута - по лесной дороге, идущей берегом р. Жолобная.

Леса в этом районе Кавказа просто замечательные. Деревья стоят просто грандиозные: в несколько обхватов толщиной. Очень много елей и буков. Поэтому неудивительно, что большая часть населения занимается лесоразработками. Одним из следствий ведущихся лесоразработок также является масса дорог, проложенных по лесу в самых разных направлениях, и очень часто ведущих в никуда (заканчивающихся местом очередной вырубки). Поэтому очень неплохо иметь компас (лес довольно густой). А толстенные стволы деревьев и практически полное отсутствие сушин заставляют задуматься, а не взять ли с собой примуса или газовые горелки? (Это, конечно, перебор, но иногда очень хотелось иметь под рукой хотя бы один примус.)

Лёша и девочки.

Распрощавшись с лесорубами, мы отправились сначала по проселочной дороге, а потом по тропе в сторону пер. Гузерипль. Справа по ходу появилась панорама хребта Каменное Море. Вот они, настоящие горы! (Ну и что, что маленькие.)

Ко второй половине дня мы подошли к верхней границе леса, где и решили встать на ночь. Тут уже идёт плановая тропа с хорошей маркировкой. Вечером сходили на разведку в сторону перевала. Выше зоны леса сочная трава местами достигает человеческого роста, а то и выше. А ещё ближе к перевалу лежал небольшой одинокий снежничек.

На следующий день мы прошли перевалы Гузерипль и Армянский. Детям было особенно трудно: мокрая от росы трава выше их роста била по лицу. Но они стойко терпели все тяготы пути, а на привалах носились как угорелые.

Вид на г. Фишт с пер. Армянский.

Разумеется, как только мы спустились в долину под Фиштом, погода начала портиться. Пошёл дождь, и лил, не переставая, три дня. И мы бы окончательно померли от скуки, если бы не праздник: Наташе Голиковой исполнилось шесть лет. Из других событий можно отметить только прилёт вертолёта, который забирал из приюта альпиниста, сломавшего ногу на спуске с вершины.

На четвёртый день погода вроде бы улучшилась, и мы решили воспользоваться шансом пройти маршрут до конца. Этот день запомнился как самый напряжённый в походе: за день мы прошли около 30 км, перевалили через ГКХ (пройдя два перевала Белореченский и Черкесский), и переправились через горную реку. Даже дети устали так, что заснули сразу же, как только поставили палатки. Мы прошли несколько ниже Бабукаула, чем следовало бы. Ночевать лучше всего около заброшенного приюта во фруктовом саду на берегу реки Шахе. Дальше долина сужается, и места для ночёвки остаются практически только около дороги.

На следующее утро мы продолжили спуск по дороге вдоль реки Шахе. Местами на дороге сохранилась мостовая, дату создания которой относят ко временам царской России. Дорогу строили пленные турки, и она до сих пор находится во вполне пристойном состоянии. Что нас поразило, так это резкое изменение флоры. Сразу же чувствовалось, что мы попала в субтропики: лианы, плющ и другие южные растения встречались на каждом шагу. Картину дополняли непрерывно лившиеся на дорогу с левого отвесного склона водопады и водопадики. Если пойдёт сильный дождь, путников запросто может смыть потоком.

Наташа Голикова в свой День рождения.

Наташа Голикова
в свой День рождения.

Через пару часов движения мы подошли к кордону заповедника, стоящему на границе заповедника выше (по долине) с. Бзыч. Там нас уже ждал егерь, горевший желанием пополнить свой бюджет. Ему уже вероятно сообщил вчера о нашем приближении кто-то из местных (пара людей проезжала на УАЗике), поэтому он встретил нас стоя прямо на дороге, и аж приплясывая от нетерпения. Путём переговоров сумму поборов удалось свести к минимуму, но неприятный осадок остался.

Пройдя через с. Бзыч, мы переправились через очередную реку (кто по хлипкому подвесному мосту, а кто вброд). И только мы уселись отдохнуть и переобуться, как из-за поворота вырулил ГАЗ-66 с пограничниками. Лёша тут же зафрахтовал этот чудесный транспорт, и мы отправились в Дагомыс. Замечательная машина ГАЗ-66: местами он шёл прямо до руслу реки, вода была почти вровень с кузовом, а ему всё ни почём.

В Дагомысе мы распрощались с нашими доблестными воинами, и пошли искать жильё. Легко найдя приют у какого-то частника, мы ещё два дня загорали на пляже, благо погода позволяла.

Ну а когда мы уже ехали домой в поезде, наша маршрутная книжка провалилась в щель между оконным стеклом купе и стеной вагона. Вот удивятся какие-нибудь ремонтники лет через несколько, когда достанут её оттуда...

Ира и Оля Глухих на подъёме к пер. Белореченский.

Ира и Оля Глухих
на подъёме к пер. Белореченский.